вторник, 6 ноября 2012 г.

Уроки интервью: Дяденька, дяденька, возьмите меня на работу...

Урок тестирования
- Эх, старость не в радость. - подумал старый учитель, усаживаясь в кресло возле камина. Треск углей успокаивал и напоминал о посиделках на корпоративах.
- Ах как давно это было, сколько собеседований было проведено, сколько людей было принято с тех пор... - с ностальгической ноткой в голосе произнес учитель.
Неожидано в камине громко треснуло полено, и небольшой уголек выстрелил старику в щеку.
- У-у, б-баг! - от неожиданности вскрикнул он.
- Учитель, последнюю фразу тоже записывать? - спросил молодой человек, явно недоумевая от услышанного.
- Задокументируй, если запомнить не можешь. - саркастично с улыбкой на лице, пошутил старик.

- Итак, сегдня мы будем учиться проходить интервью. Ведь вы же хотите, воплотить в жизнь все то, что уже услышали, записали, выучили и готовы реализовать? Если да, то я готов вам помочь. - сказал учитель, явно наслаждаясь каждым сказанным словом.

- Повторим изученный материал. Петров, что такое тестирование? - устремив свой орлиный взгял, спросил учитель у паренька, засмотревшегося на угли камина.
- Ну, тестирование - это поиск багов. - промямлил Петров.
- Садись, будешь манкитестером. На большее твой ответ не тянет. Тестирование - это проверка соответствия между реальным и ожидаемым поведением программы, осуществляемая на конечном наборе тестов, выбранном определенным образом. Читайте классиков.

- Иванова, какое тестирование проводят сразу после сборки приложения? - спросил учитель у девочки, явно не ожидавшей подобной “артподготовки” со стороны учителя.
- Модульное, то есть регрессионное - выкрутилась Иванова, явно сомневаясь в своем ответе.
- Та-а-ак, да где вы этого набрались-то? Неужели сложно запомнить, что дымовое или “smoke” тестирование надо проводить в первую очередь либо для принятия в тестирование, либо для отправки приложения на доработку! Модульное же проводится до сборки, а регрессионное после того, как приняли в тестирование новую версию. Это хоть вам понятно? - явно выходя из себя быстро проговорил учитель.

- Сидоров, кто занимается дизайном тест кейсов? - продолжал свой опрос старый гуру.
- Тест дизайнер или тот, на кого на проекте возложена роль дизайнера тестов. - выпалил Сидоров.
- Кто ответственен на закрытие баг репорта? - продолжал учитель.
- Тот кто открыл баг или же тестировщик, ответственный за ту часть приложения, на которую этот баг репорт был написан. - уверенно продолжал он.
- Когда тестирование можно считать законченным? - явно с подвохом спросил учитель.
Сидоров на секунду замялся, но потом уверенно продолжил:
- Когда продукт, удовлетворяющий всем критериям качества, передан заказчику.
- Бальзам на душу - хоть кто-то что-то читал, хоть кто-то что-то запомнил. Сидоров, если не скуксишься к сессии, так и быть получишь отлично автоматом.

Учитель перелистнул страничку в своем журнале и сделал какие-то пометки. Затем встал со своего кресла, поднял с пола полено и аккуратно положил его в камин. Урок продолжался...

- Учитель, летом я пытался устроиться тестировщиком на завод по производству апельсинового сока, и у меня там не было ниодного вопроса по тестированию. Зачем тогда мы учим всю эту теорию? - спросил паренек в очках.
- Теорию учим, чтобы понять изнутри, что такое тестирование и с чем его едят. Без теории дальше манкитестера-практика очень сложно куда-то вырасти. Если ты хочешь всю жизнь “ключи подавать”, то можешь и не напрягаться. А если хочешь стать Специалистом с большой буквы, то придется её все-таки выучить и понять, да так чтобы от зубов отскакивало. - резюмировал учитель.

Он поднял голову, осмотрел всех студентов и добавил:
- Хочу, чтобы вы поняли, а лучше записали - интервью могут быть разные, состоять из разных частей, проходить под разным настроением и степенью давления. И тут главное побороть свой страх и нервы. Самое худшее что может быть - вас не возьмут на работу. А на этом жизнь не заканчивается. Даже, если вы завалили интервью, очень важно сделать работу над ошибками - провести анализ и выявить то, что вы не ответили, или где ваши знания реально слабы. Затем взять и выучить все то, чего вам не хватило. И снова в бой на следующее интервью. - продиктовал учитель.

- Вы говорите, что интервью может состоять из разных частей. Я представляю себе только техническую. Какие части еще могуть быть? - спросил все тотже паренек в очках.
Учитель, перевернул лист в своем журнале и зачитал:
- Интервью можно условно поделить на следующие части:
логическая - на ней будет проверяться ваше умение логически мыслить и решать разного рода нестандартные задачи. (здесь будьте готовы ко всему: начиная от тестирования ручки, заканчивая подсчетом канализационных люков в городе Москва)
техническая - тут будет проверяться ваша техническая подготовка: технологии, инструменты, языки программирования, фреймворки (могут быть просто вопросы по тестированию, разного рода брейнбенчи, а также написание кода тестов на листочке бумаги)
процессная - проверится ваше знание процессов разработки и тестирования, а также владение документацией и понимаение её жизненного цикла
личностная - здесь будут рассмотрены ваши личные качества, предрасположенность к рассматриваемой позиции, умение работать в коллективе и т.д.
мотивационная - тут вам придется убедить собеседователя, что именно вы должны занимать рассматриваемую позицию, и что именно в этукомапнию вы всю жизнь стремились попасть.

Он отложил журнал в сторону и продолжил:
- Как ни странно именно последнюю - мотивационную часть интервью многие и заваливают. Поэтому очень важно научиться “трезво” - без особых преувеличений хвалить себя, знать все о компании, куда вы подали свое резюме, и быть готовым ответить на разного рода вопросы касательно её бизнеса, клиентов и проектов. Постарайтесь для себя до начала интервью неодносложно ответить на вопросы: ”Почему именно эта компания? Чем она меня привлекает? Кем я вижу себя в ней через 3-5 лет?” И если вы это сможете сделать, то считайте, что мотивационная часть собеседования будет пройдена. - резюмировал описание процесса интревью учитель.

- А как готовиться к собеседованию? Ведь там могут спросить все что угодно. - спросила маленькая девочка Лида.
- Внимательно прочитайте требования работодателя. На каждый пункт в них у вас должен быть готов ответ или уточняющий вопрос. В нашей профессии очень ценится умение задавать правильные вопросы. Идя на собеседование, вы должны быть готовы ко всему. Если вас каким-либо вопросом поставили в тупик, значит вы недостаточно хорошо подготовились, и надо подобные вопросы проработать на будущее. - закончил учитель.

В классе зависла пауза. Все напряженно слушали тишину. Неожиданно, пытаясь застать врасплох, учитель спросил у будущего “манкитестера”:
- Петров, как протестировать кофеварку?
Явно не ожидая того, что “бомба попадет в одну воронку дважды”, Петров встал и тихо начал свой ответ:
- Кофеварка ну эээ, у неё есть спецификация по использованию, а также техническая спецификация. - постепенно повышая громкость, продолжал Петров - на основании этих документов мы должны написать тест кейсы и проверить, что все работает соответственно. Переходя к технической части, мы должны проверить позитивные и негативные сценарии работы. Во-первых кофе должен вариться, во-вторых … {далее следует описание 20 сценариев тестирования кофеварки} … Так же надо не забыть проверить безопасность работы и отказоустойчивость, и... - уже чуть ли не переходя на повышенные тона, глотая воздух, не останавливался Петров.
- Стоп, порадовал ты на сей раз старика, садись. - явно довольный ответом, произнес старый гуру.

- Иванова, какими качествами должен обладать тестировщик? - с легкой ухмылкой спросил учитель.
- Тестировщик должен быть организованный, умеющий работать самостоятельно. Он должен уметь быстро начать выполнение задачи и так же быстро переключаться с одной задачи на другую. Тестироващик должен быть любопытным и любознательным. Желания работать и экспериментировать при выполнении работы должны быть одними из основных. Он также должен быть хорошим дипломатом и поддерживать хорошие отношения с разработчиками и другими участниками проекта. - кокетливо произнесла Иванова.
- Уже лучше. - сказал учитель. - неужели сразу нельзя было ответить также?

- Сидоров. - резко произнес старик.
- Да. - вытянувший по стойке смирно, выпалил Сидоров
- Тебе повезло, я сегодня принимаю только 1 правильный ответ, а ты его уже дал в начале урока. Так что садись. - с улыбкой на лице сострил учитель.


* * *

- Класс, вы поняли что я сегодня вам пытался донести? - спросил, немного подуставший от длинного урока учитель.
- Да, да, да, ээ, нну, да - произнес хором класс.
- Кто что-то не понял, того на экзамене завалю, будьте в этом уверены. - ехидно прокряхтел учитель, затягиваясь трубкой материализовавшейся у него в руке.

Дым окутал помещение, и сквозь него уже было трудно рассмотреть, рассеивающееся голографическое изображение камина и уходящего вдаль учителя...

6 комментариев:

Sergey Martynenko комментирует...

По ряду пунктов "Учитель" не прав. Иногда сильно не прав.

А.Б. комментирует...

Сказать, что кто-то не прав, не значит, что кто-то действительно не прав, пока не сказать где именно он не прав...

Pasha Ivaniushyn комментирует...

А мне понравилось :)

Можно конечно мелко придираться при желании, но зачем?

Анонимный комментирует...

Тот редкий случай когда с удивлением обнаруживаешь что дочитала статью до конца )

Unknown комментирует...

Понравилось )) Особенно упоминание про Сидорова в конце и что он правильно ответил ) Даже не поленилась найти его ответ.Классно! Спасибо

Unknown комментирует...

оч здорово)! особенно для начинающих, дабы понять стоит ли погружаться в эту пучину))

правда последний коммент троху сбил)
ибо мне показалось, что учитель сразу же его там же и похвалил...
"- Бальзам на душу - хоть кто-то что-то читал, хоть кто-то что-то запомнил. Сидоров, если не скуксишься к сессии, так и быть получишь отлично автоматом.
"

спасибо)

Условия копирования публикаций:

Все публикации в данном блоге являются частной собственностью авторов. Любое копирование информации допускается только при условии указания имени автора и активной ссылки на источник.